35 советов по личностному развитию, которые изменят ваш мир

Можно ли развивать интеллект

Ученые утверждают, что интеллектуальные задатки каждый индивид получает с рождения. С годами родители, воспитатели в детском саду, школьные учителя на уроках и во внеурочной деятельности развивают разум ребенка и обучают правильно использовать свой потенциал. Постепенно молодой человек узнает, как развить свой интеллект.

Современные исследования доказывают, что когнитивные способности только на 50% определяются наследственностью, остальное зависит от воспитания и стремления человека к развитию и самосовершенствованию. Уже к 5 году жизни происходит формирование основных нейронных связей, большинство из которых остается на всю жизнь. Исследователь А. Кушевски пришла к следующим выводам:

  • мыслительные способности поддаются тренировкам;
  • чем интенсивнее тренировки, тем выше результаты;
  • интеллектуальное развитие не зависит только от врожденных данных, еще от приложенных усилий и постоянных тренировок.

Авторами написано много научных или около научных работ с советами, как развить интеллект. Недостаточно это просто прочитать, нужно долго и кропотливо работать над собой, тогда возрастные изменения не навредят интеллекту.

Развитие интеллекта у детей

Займитесь высокоинтенсивными интервальными тренировками (HIIT)

Забудьте о часовых тренировках по пять дней в неделю, они вам просто не понадобятся. HIIT дает вам все преимущества (как в физическом, так и в ментальном плане) кардио-упражнений, занимая при этом намного меньше времени. Впрочем, обычные кардио-тренировки тоже очень полезны, если у вас есть на них время!

Чем же так полезны HIIT и другие кардио-тренировки, в особенности для вашего мозга? Они:

  • Улучшают память, а также способности решать проблемы и принимать решения
  • Уменьшают стресс
  • Уменьшают риск заболевания дегенеративными заболеваниями центральной нервной системы
  • Способствуют выбросу в кровеносную систему веществ, улучшающих настроение (эндорфинов, и не только)
  • Уменьшают уровень гормонов стресса в организме (прежде всего адреналина и кортизола)

HIIT-тренировки могут занимать от 5 до 45 минут. Некоторые люди устраивают себе 5-мминутную HIIT-тренировку, сопровождая ее силовыми нагрузками

Если вы ищете короткий, но эффективный комплекс упражнений HIIT, рекомендую вам обратить внимание на комплекс Табата

Имейте собственное мнение на окружающее

Чтение художественных произведений является полезным времяпровождением

Но не менее важно является умение думать самостоятельно. Для этого следует учиться применять знания, полученные из книг на практике

Успех приходит к тем людям, которые не подчиняются другим, а всегда имеют собственное мнение. Правда, по статистике их всего около 5% во всем мире.

Полезным упражнением для развития лидерских качеств и интеллекта считается изменить свой взгляд на обыденные вещи. Многие действия выполняются автоматически на протяжении долгого времени. Психологи рекомендуют продумывать несколько вариантов событий, даже самых непредсказуемых. К примеру, ритуал умывания и чистки зубов изо дня в день не меняется для большинства людей. Но приложив немного фантазии вполне можно изменить это занятие (например, использовать другие действия, поменять руку, которой они выполняются, закрыть глаза при выполнении и т. д.), сделав его увлекательным и нетривиальным. Так задействуется сразу несколько рецепторов, соответственно, развиваются познавательные процессы и интеллект.

Для выполнения различных задач применяется рисование. Оно одновременно активизирует несколько отделов головного мозга. К тому же это занятие позволяет сконцентрироваться и отвлечься от окружающего.

Виды и функции

Ученые с начала XX века пытались составить точную классификацию видов интеллекта, но это был сложный процесс. Самая популярная классификация, которую признали большинство ученых, была составлена Говардом Гарднером. Он выделил 8 видов интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический. Подразумевает развитое умение принимать, передавать информацию с помощью грамотно поставленной речи. Такой вид интеллекта предполагает присутствие определенных качеств у индивида — умение осмысленно воспринимать и анализировать звуки речи, их комбинацию, составлять полноценные предложения зависимо от языковых требований, писать логические тексты в разных стилях.
  2. Логико-математический. Подразумевает развитые математические способности, логическое мышление. Характеризуется рядом качеств — умение упорядочивать мысли, выстраивать структуры понятий по иерархии значимости, работать с разными базами данных, оперировать цифрами, структурировать, систематизировать данные.
  3. Натуралистический. Характеризуется умением анализировать разные события, происходящие в окружающем мире, делать соответствующие выводы. С помощью этого интеллекта человек смог эволюционировать, адаптироваться к новым условиям существования.
  4. Визуально-пространственный. Характеризуется развитым умением ориентироваться в пространстве, воспринимать точную форму окружающих объектов, их расположение относительно других объектов, возможностью точно угадывать расстояние между отдельными предметами. Основные проявления — развитое воображение, умение создавать, обрабатывать, сохранять разные образы, способность переносить придуманные образы в рисунки, музыку, тексты.
  5. Межличностный. Подразумевает развитие коммуникационных навыков с другими людьми. Качества — способность подчиняться, работать в команде, руководить другими, владение разными методами вербальной, невербальной коммуникации, наличие организаторских способностей.
  6. Кинестетический. Его называют телесным или тактильным. Подразумевает результативное познание мира через движения, прикосновения, ощущения. Для людей с развитым кинестетическим интеллектом характерны достижения в кузнечном и столярном деле, изготовлении скульптур.
  7. Музыкально-ритмический. Человек имеет развитые умственные способности в определении разных звуков, нот, тонов, чувства ритма, понимании мелодий. Люди с высоким уровнем интеллекта становятся выдающимися музыкантами.
  8. Внутриличностный. Характеризуется сильной связью самосознания с умственными способностями. Для этого вида интеллекта характерны — готовность к одиночеству, склонность к рефлексии, самоанализу. Такие индивиды умеют, любят погружаться в свой внутренний мир, уходя от окружающих проблем.

Отдельный вид интеллекта, который не входит в классификацию, — эмоциональный

О его важности ученые начали говорить только к концу XX века. Он характеризуется способностями человека к эмоциональному познанию окружающего мира, других людей. Функции:

Функции:

  1. Помощь в занятии определенного положения в обществе.
  2. Получение знаний, осваивание навыков, развитие существующих умений.
  3. Проявление талантов, достижение успеха в разных сферах деятельности.
  4. Самоутверждение, самореализация.

Интеллект помогает человеку выжить в разных реалиях окружающего мира, приспособиться к изменяющимся условиям.

Хайлайты разговора

Прикладная рациональность — история про то, как лучше всего смотреть на мир, чтобы понимать его и делать верные предсказания. Уметь в этом мире правильно действовать.

Усиление интеллекта — умение переложить то, чем ты хорошо овладел, из одной области в совершенно другую. Туда, где ты пока совсем ничего не умеешь. Это сильно пересекается с идеей непрерывного обучения в процессе всей жизни. Чем более фундаментален навык (например, soft skills), тем на более широкий круг ситуаций его можно переносить. Тем чаще можно его применять.

Экономика образования

Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Мы понимаем интеллект не как тесты на IQ. В нашем понимании интеллект — способность решать незнакомые задачи. Чем сильнее интеллект, тем более незнакомую задачу вы можете решить. Когда вы решаете ту же задачу, что и раньше, у вас нет интеллекта — вы просто повторяете то, что уже умеете. Когда вы смогли сильно переработать, разложить на маленькие кусочки, пересобрать свои знания и с их помощью решить совсем незнакомую задачу — у вас сильный интеллект.

Моделирование мира — способность человека делать верные предсказания, которые важны для него. В зависимости от того, как человек моделирует мир и как хорошо он предсказывает результат, он может более или менее успешно достигаться к достижению своих целей.

Люди учатся анализировать причинно-следственные связи, которые стоят за их проблемами. Сначала вы наблюдаете проблему просто как событие. Потом она превращается в задачу, затем — в план, наконец — она решается. На заключительном этапе вы должны обучиться. Один из этапов этого цикла — это анализ причин возникновения проблемы.

Важная составляющая причинно-следственного анализа — контрфактическое моделирование. Это когда вы задаете себе вопрос: «Что было бы, если бы…» Если его не делать, у вас получается один сценарий реальности. А если делать — то много. А когда у вас много сценариев реальности, вы можете выбрать наилучший.

Нет ничего плохого, чтобы чувствовать сердцем. Но в некоторые моменты, особенно когда проблема повторяется, этого недостаточно. Нужно сесть и аккуратно разложить «А что, собственно, происходит? Какие у этого есть причины?»

Прежде чем принимать решение, нужно сориентироваться, где ты находишься. Принять решение — это шаг, когда уже все известно. Реализовав его, нужно проанализировать ошибки и научиться чему-то новому.

Когда не понятно, куда двигаться, можно запустить внутри себя беседу двух субагентов. Один говорит «куда мы хотим двигаться?» Другой выбирает план и движется по нему

Важно, чтобы две эти роли не пересекались

Большая часть усиления интеллекта состоит в том, чтобы выспаться, хорошо поесть, сходить в спортзал. Потому что так ты накапливаешь свой естественный ресурс. Многие проваливают перенос знаний из одной области в другую, потому что не высыпаются, не питаются нормально, не ходят в спортзал и не посещают врачей.

Ссылки эпизода

  • Дуглас Энгельбарт про усиление человеческого интеллекта
  • Видео о прикладном системном мышлении
  • Гид по софт скиллз (решение проблем тоже там)
  • Книга про интеллект-карты, которые могут пригодиться в прокачке интеллекта
  • Книга «Как мы принимаем решения»
  • Карта для усиления интеллекта

Играйте на музыкальных инструментах

Это один из самых эффективных советов о том, как развить интеллект и высокую активность мозга. Само собой занятие на музыкальных инструментах – дело непростое, но очень полезное для детей и взрослых. Занятие музыкой увеличивает объём серого вещества в мозге, а также вызывает в нём долгосрочные изменения.

Умение играть на музыкальных инструментах отлично развивает пространственное мышление, навыки грамотности, речевые навыки, а также улучшает вербальную память и внимание. В особенности исполнение любого музыкального произведения прекрасно развивает творческие способности

Психологи говорят, что музыкальное дело должно быть не дополнительным, а обязательным образованием

Поэтому советую обратить особое внимание на этот важный способ развития мозга из нашего ТОП 10

Важность чтения

Несмотря на то, что современные технологии позволяют наслаждаться видеопостановками и аудиокнигами, это не может быть полноценной заменой чтению. Причем к выбору тематики произведений следует подходить очень серьезно. Есть книги, ведущие к развитию, а есть те, которые добиваются противоположной цели. Научно-популярные издания не смогут научить ничему, если их автором является теоретик, а не практик. По статистике только четверть выпускаемых современными авторами книг имеют художественную ценность. При выборе книг следует ориентироваться на личность того, кто ее написал. Если этот человек успешен в определенной сфере, то он, скорее всего, сможет доступно донести до читателей секреты своей популярности.

Классика представляет собой ценный кладезь знаний, положительно влияющий на развитие интеллекта. Причем необязательно это книги прошлых столетий. Современные авторы предлагают достаточно богатый выбор действительно стоящих романов, которые обязательно следует прочитать. Хорошая качественная литература не только способствует развитию интеллекта, но и пополняет словарный запас, а также расширяет кругозор.

Восприятие устной речи

Восприятие устной речи — это особый психический процесс, к которому следует основательно готовить ребенка, прибегая к специальным упражнениям, тренингам и тренировкам интеллекта. Они помогают активизировать восприятие, память, мышление. Последствия такой деятельности будут плодотворными для понимания письменной речи и развития личности.

Восприятие и понимание устной речи определяется сложной интеллектуальной деятельностью, ведь дошкольник и младший школьник тратит значительно больше интеллектуальных усилий, испытывает большее психическое напряжение. Глухие дети нуждаются в специальной практической подготовке к пониманию речевых явлений, автоматизации их использования во время восприятия, распознавания и установления содержания устной речи.

У старшеклассников с нарушениями слуха наблюдаются особенности в становлении содержательной и операционной сторон интеллектуальной деятельности, одни из которых связаны с отставанием в развитии словесной речи, другие — с замедленным формированием структурных компонентов мышления. Поэтому упражнения, развивающие интеллектуальные способности таких детей имеют свои особенности и должны быть направлены на развитие мыслительных операций в зависимости от степени нарушения слуха.

Клиентоориентированность

Клиентоориентированность — умение вовремя определять потребности и желания своей аудитории, чтобы удовлетворять их с максимальной пользой. Например, если у вашего клиента нет времени идти в магазин, вы можете доставить товар ему домой. Клиент увидит заботу и сэкономит время, а вы получите лояльного покупателя. Навык помогает конкурировать на рынке труда, товаров и услуг. В стране с развивающейся рыночной экономикой это особенно ценно.

Как развить. Проанализируйте свою целевую аудиторию. Например, если устраиваетесь на работу — это будут HR, руководители отделов и директора. Подумайте, какие проблемы с соискателями у них бывают, как вы можете их решить. Изучайте аудитории разных сфер вашей жизни, помогайте удовлетворять запросы и закрывать проблемы этих людей.

Что изучить о клиентоориентированности:

Книги

  • Джек Митчелл «Обнимите своих клиентов»
  • Карл Сьюэл, Пол Браун «Клиенты на всю жизнь»
  • Кен Бланшар, Шелдон Боулз «Горячие поклонники. Революционный подход к обслуживанию клиентов»
  • Филип Грейвс «Клиентология: чего на самом деле хотят ваши покупатели»
  • Максим Недякин «Искренний сервис. Как мотивировать сотрудников сделать для клиента больше, чем достаточно. Даже когда шеф не смотрит»

Курсы

  • Креативная школа IKRA «Выясняем потребности аудитории»
  • Максим Ильяхов «Работа с клиентом для редакторов, дизайнеров, программистов»
  • «Нетология» курс «Работа со сложным клиентом»

Умный, мудрый, интеллектуальный – тождественны ли эти понятия?

Вообще-то – нет. Несмотря на то, что все три значения подразумевают работу головного мозга, они имеют существенные отличия.

Умным, по моему мнению, человек рождается.

Каждому из нас отмеряно свое количество мозговых извилин и клеток (вы же понимаете, что я сейчас говорю образно, правда?), именно поэтому кому-то учеба дается неимоверно легко, а кто-то ежедневно тратит на занятия многие часы, чтобы не отставать от сверстников.

Но даже если вы родились умным человеком, это вовсе не значит, что вам гарантирован успех.

Ум очень легко сделать бесполезным органом, не подпитывая его здоровой информацией, убивая алкоголем и никотином, отупляя сериалами и бульварным чтивом.

Мудрость – это видеть саму суть вещей, находить выход из сложных ситуаций, идти на компромиссы, когда это нужно и т.д.

Для того чтобы быть мудрым, вовсе не обязательно заканчивать университеты и получать ученую степень.

Многие бабушки обладают именно житейской мудрость, хотя их образование часто оставляет желать лучшего.

Мудрость больше характерна для людей старшего возраста, однако иногда природа награждает ею сызмальства.

Я однажды познакомилась с потрясающей шестилетней малышкой – ее умозаключениям и отношению к жизни позавидовал бы любой взрослый.

А вот интеллект – более широкое понятие, которое обозначается, как способность человека использовать знания, которые он получает, так и совокупность всех способностей человека, которые он может использовать для познания чего-то нового.

Долгое время считалось, что методики, как развить интеллект, не имеют смысла, поскольку человек либо рождается, наделенный недюжинным разумом, либо – нет.

Однако интеллектуалы (люди, которые собственным трудом расширяли возможности своего ума) доказали обратное.

Во сколько стоит развивать себя

На этот вопрос многие философы искали и ищут ответы, при этом никак не могут предложить нам универсальный рецепт, подходящий для каждого. Может оно и к лучшему, поскольку и зона комфорта у каждого разная, и ее границы нельзя уместить в определенные рамки.

 
Важно понимать, что развитие — это постоянный процесс, просто на каждом этапе новые цели и задачи для решения.

Хотелось бы сделать акцент на том, что развитие в 3 года не менее важно, чем развитие в 25 лет. Многие наши привычки, задатки и даже творческие моменты привиты с самого раннего детства, так почему бы их постоянно не развивать и усовершенствовать

И тут речь идет о голоде (в хорошем смысле этого слова), о голоде творческом, духовном, интеллектуальном, когда ощущая жажду, вы стремитесь наполнить себя свежей водой. Сначала вы насыщаетесь несколькими каплями, а затем вам мало и одного стакана.

Увлекайтесь интеллектуальными играми

Играйте в шахматы, отгадывайте загадки, кроссворды, решайте судоку, играйте с детьми на запоминание. Интеллектуальные игры являются увлекательной головоломкой и полноценной зарядкой для ума. Ведь мозгу для его развития, так же как и мышцам, нужны конкретные упражнения.

Интеллектуальные игровые упражнения полезны тем, что они эффективно развивают логическое, нестандартное и творческое мышление, повышают эрудицию, расширяют кругозор, улучшают память, развивают интеллект. А также этот способ развития мозга отлично формирует навыки работы в команде и коммуникативные способности.

Ненасильственное общение

Ненасильственное общение (ННО) — метод четко, понятно и точно доносить до собеседника информацию и добиваться своего. В ненасильственном общении вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляется его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу. Так вы не причините людям вреда, удовлетворите свои потребности, определите насильственную коммуникацию в свой адрес и вовремя ее остановите. Навык помогает договариваться в коллективных совещаниях, личном общении с коллегами и близкими.

Автор базовой книги по ННО Маршалл Розенберг предлагает ясно формулировать каждый из четырех компонентов ненасильственного общения. Без оценок, суждений и перекладывания ответственности.

Экономика образования

Что такое ненасильственное общение и как его использовать

Как развить. Научитесь понимать себя и относитесь к людям с сопереживанием. Применяйте методику ненасильственного общения с друзьями, чтобы безопасно отработать ее на практике. Посещайте встречи и тренинги по ННО, где люди учатся общаться без насилия. А еще — прочитайте нашу статью о том, как применять ННО в жизни.

Что изучить о ненасильственном общении:

Книги

  • Маршалл Розенберг «Язык жизни»
  • Кинг Патрик «Как улучшить навыки общения. Строить отношения и управлять ими, эффективно общаться, понимать других»
  • Сборник статей проекта «Ненасильственное общение в России»
  • Блог Академии ненасильственного общения

Курсы

  • Курс «Лаборатория работы с конфликтом»
  • Бесплатный курс для специалистов в области образования «Современные Подходы в области предотвращения насилия»

Как стать умным за 5 минут

Поумнеть за секунду невозможно. Но если выделять ежедневно 5 минут на развитие интеллекта, через пару месяцев можно наблюдать результат. Для этого нужно:

  • Увеличивать словарный запас. Если услышали новое слово, не поленитесь поискать его значение в толковом словаре.
  • Самостоятельно изучать ту сферу, в которой меньше всего знаний. Действительно умный человек является первоклассным специалистом не только в профессиональной отрасли, но и в смежных.
  • Стать полиглотом. Необязательно браться за несколько языков сразу. Для начала выучите один, но в совершенстве.
  • Больше читать. Речь идет о познавательной или классической литературе, а не о бессмысленных новеллах. Читая, вы также увеличиваете словарный запас, а значит, делаете свою речь более красивой и богатой. Видя незнакомое слово, уточните, что оно означает, и перечитайте отрывок заново, уже с пониманием всего текста.
  • Смотреть серьезные развивающие или документальные телепередачи, вместо развлекательных шоу (Дом-2, Comedy Club и прочее). Их ежедневный просмотр только засоряет мозг пустой информацией.

Что такое интеллект

Понятие “интеллект” у всех на слуху, но мало кто понимает, что оно в действительности означает. За интеллект часто принимают общую эрудированность, умение логически мыслить или решать математические задачи. На самом деле понятие “интеллект” гораздо шире.

Интеллект – это функция психики, отвечающая за адаптацию человека к окружающему миру. Он состоит из нескольких компонентов, образующих единую сложную систему.

Именно от развития интеллекта зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Можно быть ходячей энциклопедией, но совершенно не уметь применять свои знания на практике. А можно при средних способностях достичь просто невероятных результатов.

Интеллект тесно связан с когнитивными функциями – восприятием, вниманием, мышлением, речью. С помощью них он получает “пищу”, которую впоследствии перерабатывает и использует для построения эффективных стратегий и их реализации

Согласно последним исследованиям, интеллект человека на 50 % определяется генами. Это значит, что у нас есть вторые 50 %, на которые мы можем активно влиять. Наша задача – выжать из них максимум. А для этого нужно постоянно развиваться. Тот, кто твердо усвоит эту истину сейчас, через год сможет достичь таких интеллектуальных высот, которые ему и не снились.

Упражнения для развития вербального интеллекта у детей

Вербальный интеллект помогает детям разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка.

Упражнения, развивающие вербальный интеллект:

  • Можно предложить малышу закончить последовательность: «корова» — «теленок», «овца» — «ягненок» и т.д.
  • Для развития вербального интеллекта перед ребенком выкладывают несколько карточек, к примеру, с животными, различными персонажами, предметами обихода. Необходимо придумать небольшой рассказ, задействуя нарисованных героев.
  • Детей постарше можно попросить подобрать третье слово с одинаковым смыслом с двумя словами, приведенными ниже:
    • «табу», «вето»;
    • «спор», «противостояние»;
    • «палка», «единица» и т.д.

Проблемы измерения интеллекта

В наше время стали меньше интересоваться тестами интеллекта. Это связано в основном с низкой прогностической ценностью таких методов: испытуемые, которые имеют высокие отметки по тестам интеллекта, не всегда добиваются больших успехов в жизни и наоборот. Из-за этого в психологию ввели термин «хороший интеллект», который означает, что интеллектуальные способности, находящие воплощение в реальной жизни человека, оказывают влияние на его высокие социальные достижения.

Появление тестов на интеллект послужило появлением некоторых исследовательских проблем. Одной из них является структура интеллектуальных способностей. В психологии существует два главных направления исследований в данной области. К первому направлению относятся авторы, рассматривающие интеллект в качестве набора довольно независимых умственных способностей. Так, Л. Терстоуном была разработана мультифакторная модель интеллекта, которой указывает на существование ряда относительно независимых умственных способностей. 

Но наиболее известной является факторная модель Дж. Гилфорда, выделившего три измерения интеллекта: 

  • умственные операции; 
  • особенности материала, который используется в тестах; 
  • полученный интеллектуальный продукт. 

В сочетании эти элементы («куб» Гилфорда) дают 120 интеллектуальных факторов. Некоторые из них удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Главным достижением Гилфорда является то, что он выделял социальный интеллекта в качестве совокупности интеллектуальных способностей, которые определяют успешность оценки и прогноза поведения людей.

Для второго направления основной идеей является наличие общего фактора интеллекта, который определяет его специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Основоположник этого подхода –Ч. Спирмен. Им выдвинута концепция генерального фактора – G («general factor»). Он рассматривал интеллект в качестве общей умственной энергии, уровень которой является определяющим в успешности и продуктивности всей интеллектуальной деятельности. Человек решает любую конкретную задачу в зависимости от развития как способности, которая связана с фактором G, так и от набора специфических способностей, которые необходимы для решения некоторых задач. Эти специальные способности Спирмен называет S-факторами (от англ. special – специальный).

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Дж. Равен является сторонником Спирмена и продолжателем его идей. Им был разработан собственный тест прогрессивных матриц, который на данный момент является лучшим методом «чистого» измерения интеллекта, главный показатель которого – способность к научению на основании обобщения своего опыта.

К числу наиболее широко используемых относится также концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта, которые соответствуют двум выделенным им факторам: «текучем» (fluid) и «кристаллизованном» (crystallized). Эта концепция находится между взглядами на интеллект в качестве единой общей способности и представлениями о нём в качестве множественности умственных способностей. 

Согласно Р. Кеттелу, «текучий» интеллект проявляется в задачах, для решения которых необходимо приспособиться к новым ситуациям; он зависим от воздействия фактора наследственности. «Кристаллизованный» интеллект появляется, по мнению Кеттела, когда человек решает задачи, которые требуют особые навыки и использования прошлого опыта; он зависим в основном от влияний среды. 

Кроме двух общих факторов, Р. Кеттелом были выделены парциальные факторы, которые связаны с активностью отдельных анализаторов (особенно, фактор визуализации), а также факторы-операции, которые соответствуют по содержанию специальным факторам Спирмена. При исследовании интеллекта у людей пожилого возраста, была подтверждена модель Р. Кеттела: после 40-50 лет начинают снижаться показатели «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» остаются почти неизменными.

Развитие социального интеллекта у ребенка: упражнения, игры

Игры на развитие социального интеллекта помогают ребенку обрести определенные социально-коммуникативные навыки и научиться активно вести себя в обществе: не бояться общения, тактильного контакта, не стесняться.

Игра на развитие социального интеллекта «Сонный паровозик»

Эта игра позволяет каждому ребенку окунуться в мир своих ощущений, довериться другому человеку. Смысл игры — добраться из точки «А» в точку «Б» с завязанными глазами ,полностью доверившись тому, кто вас поведет. Для этого несколько детей выстраиваются в ряд и каждому завязываются глаза, кроме первого.

Лучше всего такую игру проводить на детской площадке, где существуют некоторые препятствия. Поводырь (первый паровозик) говорит что делать следующему: нагнуться, поднять ногу, подпрыгнуть, а тот — сообщает следующему. Каждый паровозик повторяет действия предыдущего и старательно одолевает препятствия ,двигаясь вперед и держа своего товарища за плечи.

Игра на развитие социального интеллекта «Волшебный букетик»

Данная игра поможет научить детей проявлять интерес и внимание ко всему, что их окружает. Кроме того, она благоприятствует тому, чтобы дети устанавливали доброжелательные дружные отношения и имели только положительные эмоции от общения

Делается это очень просто — с помощью комплиментов и приятных слов.

Для игры потребуется обязательная атрибутика и спокойная обстановка:

  • большой зеленый лист бумаги (размер ватмана) или зеленой ткани — она послужит поляной
  • разноцветная бумага и ножницы — для создания лепестков

Ведущий предлагает детям заполнить поляну красочными цветами ,но для того, чтобы это сделать необходимо будет каждый лепесточек кому-то посвятить. Каждый прикрепленный лепесток — это приятный комплимент любому из присутствующих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector